Что это и зачем

Винилология – это собрание сведений о виниловых пластинках, выпущенных с конца 1950-тых годов по настоящее время. Винилология изучает особенности различных изданий пластинок, их производства и распространения.

Заранее ответим на некоторые вопросы:

вопрос: Я и так покупаю пластинки. Зачем мне это читать?
ответ: Чтобы понять, чего вы себя лишаете, приобретая пластинки «не приходя в сознание».

вопрос: Я и так знаю всё, что мне нужно, зачем мне это читать?
ответ: Незачем, вы и так всё знаете. Но если вдруг вам захочется узнать чуть больше, здесь вы с гарантией найдёте для себя что-то новое и полезное.

вопрос: Вы утверждаете, что у такой-то пластинки на первом издании должно быть вот так, а вот на popsike (или на другом сайте) написано не так. Почему?
ответ: К сожалению, существует огромное количество продавцов, для которых самый ранний и редкий вариант — именно тот, который они в данный момент продают. Есть также категория псевдо-исследователей, публикующих информацию, ничем не подтвержденную — просто чтобы заполнить пустое место.

вопрос: Как всё-таки определить первое издание такой-то пластинки?
ответ: существует широкий ряд признаков (параметров), позволяющий это сделать. Причём, в каждом конкретном случае будет работать определенный набор таких признаков. Универсальных справочников не существует, да и существовать не может. Существует определенный ряд самых популярных альбомов, информацию о которых можно найти в интернете, но количество таких альбомов ничтожно. Единственный выход – иметь достаточно большой объём знаний и применять их в каждом конкретном случае.

В своих публикациях мы будет идти «от простого к сложному». Начав с общих статей, обсудив общие тенденции и закономерности, мы будем переходить к рассмотрению конкретных случаев, всё больше и больше углубляясь в детали. Если прочитав первые публикации, вы подумали: «Ерунда, всё это я и так знаю», не спешите! Через какое-то время вы обязательно найдёте здесь немало уникальных сведений, в других источниках недоступных.

Итак, если бы каждая пластинка существовала в единственном варианте, изучать было бы, попросту, нечего. Но дело в том, что любая хоть сколько-то популярная пластинка имеет определенное количество разновидностей – по стране изготовления, времени издания, оформлению и т.п. Очевидно, что коллекционная, да и просто потребительская ценность разных изданий одного и того же альбома различна. В конце концов, звучат они все по разному.

Начинающий коллекционер (который, на самом деле, ещё даже не коллекционер, а так — потребитель) часто не придаёт значения нюансам издания: что первое попалось под руку, то и купил, особенно, если состояние и цена устраивает. Но стоит немного погрузиться, как говорится, в процесс, и начинаешь понимать, что вариантов-то пластинки великое множество. Они и играют по-разному, и оформлены зачастую по-разному, а главное – различие в цене одного экземпляра от другого может достигать сотни раз. Оказывается, существуют первые, вторые, третьи и т.д. издания, переиздания, оригиналы и не оригиналы, различные матрицы, нарезки и т.д. и т.п. А оригиналы, оказывается, тоже имеют отличия.

И альбом THE BEATLES Please Please Me можно купить за 1000 рублей, а кто-то платит 500 000 рублей, хотя музыка на обеих пластинках одинаковая. С чего бы?

Так вот, чтобы разобраться во всём многообразии винилового пиршества, требуется достаточно много знаний и опыта. В наши дни в интернете можно найти определенное количество информации по изданиям различных альбомов, но систематизацией таких знаний мало кто занимается. Существует буквально несколько печатных изданий и интернет-сайтов, посвященных отдельным лэйблам (компаниям звукозаписи) или исполнителям. В основном, сведения, которые можно найти в интернете – обрывисты, а что самое печальное – далеко не всегда правдивы.

Проект «Винилология» ставит своей целью в первую очередь популяризацию знаний о пластинках. И конечно же – сбор и систематизация сведений о различных изданиях коллекционных пластинок и всего, что с ними связано: о лэйблах, заводах производивших пластинки, особенностях производства, матрицах и штампах и даже внутренних конвертах. Это – весь набор информации, который позволит вам, взяв в руки пластинку, определить её издание, ценность, и, что немаловажно – цену, которую стоит за неё платить.

Надо понимать, что винилология — «наука» неточная, здесь не существует стопроцентно работающих правил. Можно только с определенной долей уверенности говорить о тенденциях, закономерностях и опираться на статистику. Человеческий фактор, коммерческий фактор, нюансы производства, дистрибуции и множество других – все эти факторы и рождают исключения из правил и неопределенности. В подавляющем большинстве случаев не существует документальных подтверждений того или иного факта. Когда-то я тешил себя надеждой, что должна же существовать такая волшебная книга, в которую, к примеру, на заводе EMI вносили данные о всех подробностях каждого тиража каждой пластинки, – с какой матрицы печатали, какие этикетки и обложки использовали и т.д.. Но таких книг, к сожалению, нет. Подобные записи наверняка велись в той или иной форме на производствах, но они – недоступны.

Исследователи могут собирать данные, формировать статистику, анализировать полученные результаты. Затем, зная основные тенденции и закономерности, можно делать выводы. Важным источником информации являются периодические издания тех лет — газеты, журналы, каталоги.

Таким образом, в исследованиях, посвященных виниловым пластинкам, аккуратный автор часто употребляет конструкции «скорее всего», «по-видимому», «как правило» и подобные. Как говорит один мой знакомый английский специалист, «Welcome to the minefield» («Добро пожаловать на минное поле»).

И последнее, – мы оказываем услуги по каталогизации и экспертизе коллекций пластинок, то есть определению версии издания каждого экземпляра. Если у вас нет времени / желания вникать в вопрос, но есть желание оценить свою коллекцию на предмет подлинности, – просто напишите нам сообщение.

Комментарии и отзывы (0)

Ваш E-mail не будет опубликован

Прокомментируйте первым.